Отчет по педагогической практике 2008-2009 уч. год
111 Новая страница 3

ОТЧЕТ

факультетского руководителя Г.Г. Лимачко

по учебной и воспитательной работе

студентов 5-го курса факультета иностранных языков

2008-2009 учебный год

В соответствии с учебным планом студенты 5-го курса факультета иностранных языков проходили педагогическую практику на базе МОУ средних общеобразовательных школ и инновационных учебных учреждений города: Бийского лицея, школ-гимназий № 1, № 2, №11, средних общеобразовательных школ № 8, № 20, № 25, № 17, средней школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов, Лингвистической школы БПГУ им. В.М. Шукшина, а так же на базе МОУ начальной школы – детский сад №79. Часть студентов проходили педагогическую практику в школах районов Алтайского края: Жана-Аульской СОШ, Троицкой СОШ, Стан-Бехтемирской СОШ, Красногорской СОШ, Быстрянской СОШ им. О. Суртаева, Верх-катунской СОШ. Студентка 5 курса Сокольникова С.Н. проходила педагогическую практику по основному языку в БПГУ им. В.М. Шукшина.

Преддипломная практика по первому и второму иностранным языкам осуществлялась в период с 1-го сентября по 1 ноября 2008 года под руководством опытных учителей-методистов, обладающих достаточно высоким уровнем учебно-воспитательной работы: Макаровой Е.В., Яковлевой Т.В., Троицкой О.В., Цыганковой Е.В., Фадеевой О.А., Васильченковой С.П. (Бийский лицей); Балаба Л.А., Цыгановой Н.В, Ивановой Л.И., Бровко Л.Э.(гимназия №2); Перфильевой Е.П., Пановой В.Г. (гимназия №11); Пимоновой О.А..(гимназия №1); Изаак Г.Ш., Несуненко Е.А. (школа № 12); Пивоварова Н.М., Павлюкова Л.В.(школа №20); Латышевой С.Г.(школа № 21); Суворовой Е.В.(школа № 17); Кукоевой С.И.(школа № 25); Тихоновой О.А. (школа № 8); а так же учителями-методистами сельских школ: Шугаевой Г.И. (Верх – Катунская средняя школа); Тененёвой Н.В (Троицкая СОШ); Логиновой С.Ю. (Стан-Бехтемирская СОШ); Ушаковой М.С. (Быстрянская СОШ); Часовских А.Н. (Красногорская СОШ); Катучиновой Ю.С. (Жана-Аульская СОШ).

Подготовительный период отмечен достаточной организованностью. В том несомненная заслуга заведующей кафедрой иностранного языка Бийского лицея Шмаковой Т.Е., директора гимназии № 1 Левкиной М.К., директора гимназии № 2 Андреевой Е.В., директора МОУ начальной школы – детский сад №79 Столлер Т.А., администрации школы № 20 в лице директора Вирбицкас Е.В., зав. кафедрой иностранных языков гимназии № 11 Пановой В.Г., заведующей кафедрой иностранных языков школы № 8 Уткиной Е.Д. и заведующей кафедрой Иванниковой Н.А. в школе № 12, директора школы № 21 Сташкевич Н.И., директора школы № 17 Бессоновой О.В., директора школы № 25 Кокшаровой Г.Ф.

Работа групповых руководителей доцентов кафедры немецкого языка Уланской Л.Н., Щелок Т.И., Пивоваровой Ю.Ю., доцента кафедры методики преподавания иностранных языков Деменковой Н.Д., старших преподавателей кафедры методики преподавания иностранных языков Хохловой Е.А., Лимачко Г.Г., Павлюченко С.Э., ассистента кафедры английского языка Нефедовой М.П., старшего преподавателя кафедры китайского языка Кравцовой В.Ю., ассистентов кафедры китайского языка Геращенко А.М., Гуляйкиной Ю.В. как методистов, складывалась по традиционной схеме: посещение занятий, консультации, анализ посещенных уроков, корректировка поурочных планов, методическая помощь в разработке отдельных фрагментов уроков, посещение и анализ внеклассных мероприятий, а также оказание помощи в преодолении трудностей при переходе к работе со вторым языком, в исправлении и предотвращении ошибок по данному языку.

В целом преддипломная практика прошла на достаточно хорошем уровне. Студенты-практиканты зарекомендовали себя как творческие личности, способные к саморефлексии (контролю и самоконтролю) и коррекции. Оценивая учебную деятельность студентов, мы исходили из следующих критериев: коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, общекультурная компетенция (Е.Н. Соловова). В плане коммуникативной компетенции: речь студентов была свободна, образна, выразительна, идиоматична. Основная масса студентов владеет лексикой классного обихода, может проводить весь урок на иностранном языке, в случае необходимости подключая родной язык (Бекетова Н.В., Несуненко Т.В. Падалко Т.Р, Жукова Е.В., Антонова О.Б., Сокольникова С.Н.) В плане профессиональной компетенции: большинство студентов логично и последовательно выстраивали занятия; активно использовали наглядные пособия (коллажи, схемы, таблицы, индивидуальный раздаточный материал) и мультимедийные средства (презентации «Education in Russia and Great Britain» (Бекетова Н.В., Гюрджян М.В), «Travelling» (Богданова Н.В.); стимулировали учащихся к различным видам речевой деятельности, используя разнообразные формы и режимы работы; показали знание основных требований к контролю в области обучения различным аспектам языка и видам речевой деятельности; грамотно выставляли оценки, однако не всегда могли объяснить ошибки, и почему учащимся была снижена оценка. На занятиях царила деловая атмосфера: наличие контакта с классом, корректность в сложных ситуациях. В плане общекультурной компетенции: студенты имеют достаточный уровень знаний о культуре родной страны и стран изучаемого языка. Студентами были подготовлены подробные планы-отчеты с использованием компьютерных технологий (презентации и видеозарисовки уроков).

С целью повышения мотивации к изучению иностранного языка студентами были проведены внеклассные мероприятия по языку: «Tiere, Vögel und wir» (Тырышкина Наталья, Шматова Татьяна, Безматерных Екатерина), «Das alles ist Deutschland» (Кошмина Мария, Елфимова Татьяна); «Everything Under the Sun» (Демешко Б.Е.); Talk-show «All Stars» (Викторова С.И., Козлова А.В.); «St Valentine's Day» (Кириллова А. А. Соколова А.А.); викторина «How well do you know London?» (Рябова Ю.А.) и др.

Всем студентам выданы учителями-предметниками исчерпывающие характеристики: 28 студентам за педпрактику выставлена оценка «отлично», 16 студентов получили оценку «хорошо», 2 студента получили оценку «удовлетворительно» и 1 студентка (Наседкина Н.А.) не аттестована за педпрактику в виду отсутствия документации по педагогике и психологии.

Необходимо отметить достаточно высокий уровень теоретической и методической подготовки следующих студентов: Бекетовой Н.В., Гюрджяна М.В., Богдановой Н.В., Синяковой А.Г. (английское отделение). Данные студенты тщательно планировали уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, используя в своей практике разные типы уроков: урок-предъявление нового материала, урок-игра, урок-дискуссия, урок-обобщение пройденного материала и др., тем самым, создавая на уроках атмосферу сотрудничества, общения, раскрывая и обогащая творческий потенциал учащихся.

О.Б. Антонова, Е.Н. Булгакова и О.В. Осипкова (китайское отделение) продемонстрировали способность конструктивно взаимодействовать с учащимися, довольно высокий уровень владения китайским языком, добросовестный подход к исполнению своих обязанностей учителя китайского языка и достаточную степень самостоятельности в работе.

Чуйкова О.С., Безматерных Е.В., Шматова Т.В., Елфимова Т.С. (немецкое отделение), по мнению учителей-методистов, умеют рационально выбирать структуру уроков и виды работы, правильно дозировать время, грамотно использовать наглядные пособия и осуществлять индивидуальный подход к учащимся, развивать продуктивную мотивацию учения. Данные студенты активно использовали дополнительные материалы, игры, наглядные пособия и раздаточные материалы, изготовленные самостоятельно. Речь студентов была адаптирована к уровню развития речевых умений учащихся и строилась с учетом норм и выражений классного обихода.

Сипягина Ж.С. и Черных О.А. получили за практику оценку «удовлетворительно». Студенты испытывали затруднения в планировании и организации занятий по основному и второму иностранным языкам, их уроки не отличались разнообразием методов, приемов и средств обучения, не всегда правильно использовали соотношение родного и иностранного языков, что в процессе проведения занятий создавало некоторые трудности: дети не всегда четко осваивали новый материал, не всегда активно работали на самом уроке.

Отмечается добросовестное отношение основной массы студентов к работе в качестве классного руководителя, дисциплинированность, инициативность, ответственность, профессиональный интерес ко всему, что касалось учебного процесса. В ходе педагогической практики групповые руководители кафедры педагогики Арутюнян А.Ю. и кафедры психологии Варшавская Н.Е. оказывали консультативную помощь, проводили беседы с классными руководителями, посещали занятия студентов с целью оказания педагогической и психологической помощи на уроках иностранного языка.

Рекомендации по результатам педагогической практики:

1. Разработать для студентов схемы анализа и самоанализа уроков, методического описания дидактического материала.

2. Оценивать документацию по 5-балльной шкале и учитывать эту отметку при выставлении общего балла.

3. На семинарских занятиях по методике сделать акцент на умениях формулировать цели и задачи урока, способах их реализации на уроке.

4. Обратить внимание студентов на анализ урока по иностранному языку.

5. Разработать спецкурс по проблеме обучения иностранному языку детей с ЗПР или внести в программу по теории и методики обучения иностранным языкам отдельным вопросом.

6. На семинарских занятиях по педагогике и психологии уделять особое внимание проблеме поддержания дисциплины на уроках иностранного языка.

7. Рекомендовать студентам 1 - 4 курсов проходить практику в летних детских лагерях для развития навыков работы с детским коллективом (прим. Гюрджян М.).

8. Контролировать работу группового руководителя студентов, осуществляющих педагогическую практику в сельских школах (или не назначать руководителя неспособного выехать на место пед.практики студента).

9. Внести корректировку в представление отчетной документации по пед.практике, а именно: видеозарисовки (по-возможности с комментариями) уроков, проводимых студентом.

10. На итоговой конференции по результатам пед.практики проводить ярмарку дидактических материалов, презентации и т.д.

11. Факультетскому руководителю провести семинар с зав.школ (базовых, в которых студенты проходили пед.практику) по вопросам более четкой организации учебного расписания в школах и в том числе вопросы этического порядка, а именно:

- в школах № 20, 11 – расписание нестабильно, за 2 минуты до начала урока могут переводить в другой кабинет; накануне студент и учитель еще не знает точное расписание.

- в ходе урока администрация, медработники и другие лица могут прерывать урок для различного рода объявлений и решения других вопросов с классом, что мешает работе студента-практиканта и (дестабилизирует) отвлекает внимание учащихся.

12. Регулярно проводить учебу учителей - методистов по формированию единых требований, предъявляемых к студенту-практиканту.