Педагогическое эссе
Без названия 2

Одной из форм отчетности студентов факультета иностранных языков после прохождения педагогической практики является написание ЭССЕ

Предлагаем вашему вниманию студенческие эссе

ЭССЕ

Сроки практики: с 02.02.10 по 20.03.10

Класс: 6

Первый этап пройден. Не хочу преукрашивать свои впечатления от увиденного, испытанного, сделанного – думаю, что совсем без ошибок не бывает, по крайней мере, в первый раз.

Период практики в школе показывает, насколько человек силен в общении – именно дети покажут тебе, как ты способен установить контакт: в большинстве своем они не будут скрывать эмоций и вежливо улыбаться, пытаясь поддерживать хорошие отношения.

Практика продемонстрировала мне, что важно научиться находить тонкий баланс в отношениях с детьми. В наблюдении за работой преподавателей и в собственной деятельности часто приходилось видеть, что избежать моментов «тоталитаризма» порой просто нельзя. Это связано с тем, что дети все меньше чувствуют границу между «хорошо» и «плохо», им трудно объяснить, почему то или иное поведение будет «некрасивым» (как об этом привыкли говорить в школах и семьях) – они погружены в массовую культуру, безусловно, отличную от той, в которой воспитывались многие учителя. Поэтому те нормы поведения, идеалы, которые ты считаешь необходимыми для ребенка, часто им не принимаются.

В ходе педагогической практики я лишний раз убедился, что количество часов, отведенных на изучение иностранного языка, недостаточно для хорошего освоения его детьми. Пожалуй, эта проблема стоит перед всеми учителями-предметниками – в условиях большого количества изучаемых предметов трудно распределить время на каждый из них так, чтобы учащийся смог получить достаточный объем знаний и отработанных на практике навыков, умений. Иностранных языков это касается особенно остро, поскольку язык представляет собой сложную систему, а иностранный, в отличие от родного, изучается сознательно, без основ владения, усвоенных интуитивно.

В своей работе я должен был сосредоточиться на программе учебника, которую необходимо было пройти с детьми, укладываясь в определенные сроки, но не забывая создавать условия для мотивации детей – при помощи игровых заданий, используя ИКТ. Это непросто при 3 уроках в неделю – учитель не может полноценно отработать весь материал с классом или группой. В таком случае нужно проводить дополнительные занятия – по крайней мере, с учащимися, испытывающими наибольшие затруднения. Но на постоянную работу с отстающими у преподавателя не хватает времени, потому что он загружен оформлением документации. Подводя итог сказанному, я полагаю, что необходимо пересмотреть школьное расписание в отношении иностранных языков и решить проблему с загруженностью учителей «бумажной» работой (что касается, само собой, не только преподавателей иностранного языка).

Эссе

Эта первая попытка вести работу преподавателя в условиях, близких к реальным, сделана. Какие ощущения у меня возникают? Противоречивые. С одной стороны, это была замечательная возможность проверить себя в умении общаться, находить общий язык – уж, пожалуй, никто не будет таким независимым собеседником, как ученик, который вряд ли станет сдерживать свои эмоции или разыгрывать интерес перед тобой. Кроме того, работа в новой сфере деятельности (что уж сравнивать с фрагментами уроков в вузе), смена обстановки – полезно для человека. В этом я вижу несомненный плюс педагогической практики.

С другой стороны, ближе к окончанию работы в школе, многие испытывают непреодолимое желание скорее вернуться в родные стены факультета – подальше от шумных детей, планов-конспектов. Не могу солгать, что подобного не чувствовал и я.

Действительно, практика позволила мне глубже познакомиться с нелегким трудом преподавателя. И пускай условия у меня были не совсем как у школьного учителя, но кое-что ощутить на себе и, тем более, пронаблюдать удалось. Все большим уважением проникаешься к людям, которые проявляют замечательные качества – понимание, доброжелательность, трудолюбие – в своей повседневной работе. Практика показала мне, насколько важно быть выдержанным, сосредоточенным в работе, как много значит умение правильно планировать свою деятельность.

Педагогический коллектив школы радушно принял меня – ко мне отнеслись с вниманием, поддерживали советом, если возникали какие-то затруднения. Я мог не только поговорить об учебных предметах, но и просто пообщаться с учителями в свободную минуту.

Контакт с детьми был налажен достаточно быстро. Не все ребята проявляли одинаковую инициативу в общении, но нам удалось построить отношения взаимного доверия, которые затем укрепились в совместных внеклассных мероприятиях. Я помогал им в подготовке выступления к праздничному концерту ко Дню Защитника Отечества, вместе мы нарисовали газету к 8 Марта. Были, однако, и случаи, когда пришлось за некоторыми детьми поприглядывать – так уж хотелось им какой-нибудь урок пропустить.

Преподавая язык, я старался не замыкаться на правилах и упражнениях, необходимо было расширить круг знаний учеников о культуре и истории стран, чей язык они изучали. Мне понравилась идея устроить внеклассное занятие по страноведению – и вместе мы посмотрели небольшой фрагмент фильма, посвященного Лондону, а для контроля усвоения я предложил детям выполнить тест.

В начале практики в процессе подготовки к урокам у меня иногда возникали трудности в связывании упражнений в единую программу. При поддержке педагога-преподавателя мне удалось преодолеть это затруднение, и в дальнейшем я научился самостоятельно организовывать плавный ход урока.

По настоящему актуальной проблемой для меня был хронометраж урока – за 35-40 минут достаточно сложно хорошо разобрать новый материал с группой из 17 человек, а небольшое количество часов в неделю не позволяет разбивать материал одного занятия на несколько уроков. Поэтому иногда приходилось жертвовать отдельными упражнениями, а для работы с отстающими необходимо было организовать дополнительные занятия.

За время прохождения практики я научился самостоятельно планировать и организовывать ход урока, при необходимости внося изменения во время занятия; я приобрел ценные навыки общения с детьми, ознакомился с техникой работы преподавателей различных предметов.

Из предложений по улучшению режима педагогической практики я поддержу увеличение срока работы в школе. Это позволило бы всем студентам провести достаточное количество пробных уроков перед началом оцениваемых занятий.