Тестирование в формате ЕГЭ (общая часть)

ТЕСТИРОВАНИЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ (Общая часть)

В данном разделе предоставлен практический материал для подготовки к тестовой форме выпускного/вступительного экзамена по английскому языку в рамках Единого государственного экзамена.

ЕГЭ по иностранным языкам проводится с 2003 г.

Цель экзаменационного теста: проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения.

Характеристика пользователей теста

Данный экзаменационный тест предназначен для:

выпускников общеобразовательных школ;

выпускников гимназий и лицеев;

выпускников школ с углубленным изучением английского языка;

поступающих в вузы, где английский язык является профилирующим предметом;

поступающих в вузы, где английский язык не является профилирующим предметом.

Характеристика содержательного блока экзаменационного теста

Экзаменационный тест представляет собой стандартизированный тест, состоящий из пяти разделов (аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо и говорение), соотнесенных с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования.

Содержательный компонент каждого из разделов включает в себя задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Уровень сложности определялся уровнем сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом заданий.

Соотношение содержательного компонента теста с международными стандартами

Нижняя граница базового уровня содержательного блока экзаменационного теста соответствует уровню «Тест ключевого английского языка» (КЕТ — Key English Test) в системе Кембриджских экзаменов и уровню Waystage (допороговый уровень) в европейской системе экзаменов по английскому языку. Верхняя граница высокого уровня содержательного блока теста соответствует уровню «Первый сертификат по английскому языку» (FCEFirst Certificate in English) в системе Кембриджских экзаменов и уровню Vantage (пороговый продвинутый уровень) в европейской системе экзаменов по английскому языку.

Продолжительность теста

Экзаменационный тест проводится в два дня: в один день проводится письменная часть теста, в другой — устная.

Продолжительность письменной части теста, состоящего из заданий базового компонента, — 155 минут, устной части — 12 минут.

Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов составляло в 2005 г.:

Аудирование – 35 мин.

Чтение – 30 мин.

Лексика и грамматика – 40 мин.

Письмо – 60 мин.

Требования к подготовке кадров

Тест создается группой разработчиков, имеющих сертификат специалистов в области языкового тестирования Ланкастерского университета (Великобритания).

Тест проводится и оценивается независимыми экзаменаторами, имеющими сертификат, удостоверяющий успешное прохождение курсов экзаменаторов в системе постдипломного образования учителей.[п1]

Чтение

1. Задача

Проверить уровень сформированности умений учащихся в трех видах чтения:

с пониманием основного содержания прочитанного;

с полным пониманием прочитанного;

с извлечением необходимой информации.

2.Формат теста

Каждое задание состоит из инструкции на русском языке, объясняющей, как выполнять задание, текста и текстовых вопросов. Проверяемые умения: понимание главной темы прочитанного текста, извлечение запрашиваемой информации из текста, формулирование выводов из прочитанного, понимание логических связей внутри частей и между частями текста, догадка о значении отдельных выражений по контектсу.

Экзаменационные тексты аутентичны и представляют различные жанры. Для подготовки к экзамену необходимо учитывать, какие жанры и типы текстов целесообразно использовать при выработке умений, проверяемых в экзаменационной работе:

· для чтения с полным пониманием основного содержания: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, реклама, брошюры, путеводители;

· для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, вывески, объявления, реклама, брошюры, путеводители;

· для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи, научно-популярные тексты.

Аудирование

1. Задача

Проверить уровень сформированности умений учащихся в трех видах аудирования:

с полным пониманием услышанного;

с пониманием основного содержания услышанного;

с извлечением необходимой информации.

2. Формат теста

Продолжительность звучания каждого текста: базовый уровень — 1—2 минуты, высокий уровень — 2—3 минуты. Каждый текст звучит дважды. Перед вторым предъявлением звукового текста дается 10-15 секунд для доработки ответов. В конце каждого задания учащимся дается 15-30 секунд для проверки работы.

4. Инструкции к заданиям

Все инструкции к заданиям записаны на аудиокассете. Текст инструкций на аудиокассете и в экзаменационных материалах одинаков. Инструкции к заданиям даны на русском языке. Язык инструкций простой и доступный для учащихся. Если в задании требуется дать краткий письменный ответ, то орфографические и грамматические ошибки не учитываются, если они не препятствуют пониманию.

Грамматика и лексика

1. Задача

Проверить уровень сформированности умений учащихся использовать грамматический и лексический материал в коммуникативно-ориентированном контексте.

2. Формат теста

Экзаменационный тест состоит из пяти тестовых заданий: трех заданий базового и двух заданий повышенного уровней.

Тест состоит из двух частей: лексической и грамматической.

Письмо

1. Задача

Проверить уровень сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.

2. Формат теста

Экзаменационный тест по письму в 2005 году состоял из двух тестовых заданий: Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому и повышенному уровням) и Письменное высказывание с элементами рассуждения (критерии оценки которого относились к высокому уровню). Стимулом для высказывания в первом задании был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.

Стимулом для высказывания во втором задании было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.

Говорение

1. Задача

Проверить уровень сформированности умений учащихся использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.

2. Формат теста

С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым предлагается три тестовых задания:

Задание

Проверяемые умения

Требуемый объем

Время выполнения

Базовый уровень

Тематическое монологическое высказывание

Умение высказаться по теме в виде монолога, логично построить свое высказывание, продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии в поставленной задачей

10-15 фраз

3-4 мин.

Повышенный уровень

Диалог с целью обмена фактической информацией

Умение задавать вопросы, инициировать, поддерживать и заканчивать разговор с целью получения фактической информации, необходимой для принятия решений

Не менее 5 реплик

1.5-2 мин.

Высокий уровень

Диалог с целью обмена оценочной информацией

Умение начать, поддержать и закончить разговор, предлагать идеи, выражать свою аргументированную точку зрения, выяснять отношение собеседника к обсуждаемому вопросу, принимать совместное решение

Не менее 10 реплик

4-5 мин.

Уровень сложности проверяемых умений различается по степени самостоятельности высказывания, сложности тематики, сложности используемых функций, сложности используемого языкового материала.

Обязательным компонентом устного экзаменационного теста является вступительная беседа между учащимся и экзаменатором-собеседником с целью знакомства и установления контакта; эта часть не оценивается; продолжительность — 1 минута на обоих уровнях.

5. Технология проведения

Устный экзаменационный тест проходит в форме беседы между учащимся и экзаменатором-собеседником, прошедшим специальную подготовку. Другой специально подготовленный независимый экзаменатор оценивает ответы учащихся. Все ответы учащихся записываются на пленку для повторной проверки.

Экзаменатор-собеседник должен вести беседу таким образом, чтобы все, что говорится учащемуся в ходе экзамена, было отчетливо слышно на пленке; не должно быть никакого шепота. Запись экзамена должна вестись непрерывно, исключение может составить только экстремальная ситуация. Любое дополнительное разъяснение, включая объяснение неизвестной учащемуся лекси­ки, дается отчетливо, без остановки записи на магнитофон. Ни при каких обстоятельствах между учащимся и экзаменатором-собеседником не должно быть иного общения, кроме предусмотренного экзаменационными заданиями.

6. Технология оценивания

· единая шкала оценивания устных ответов учащихся;

· дополнительная схема оценивания конкретного задания.

Оценивание проводят специально подготовленные экзаменаторы. Обязательным условием является оценивание ответа учащегося двумя экзаменаторами. В случае значительного расхождения (более 9 баллов) ответ оценивается третьим экзаменатором.